Интервью Надии Черкасовой «КП»
07.07.2021
Московская область
Как предприниматели прошли пандемию и какую помощь они ждут.
Один из государственных приоритетов – развитие предпринимательства, а один из национальных проектов посвящен поддержке малого и среднего бизнеса. Его долю в ВВП хотят увеличить вдвое. При этом помогают предпринимателям власти, институты развития и банки. Как малый и средний бизнес пережил пандемию? Какие отрасли чувствуют себя лучше всего? И на какую поддержку могут рассчитывать предприимчивые россияне? Об этом в студии «Комсомольской правды» на ПМЭФ-2021 рассказала Надия Черкасова, заместитель президента-председателя правления банка «Открытие».
- Надия, вы постоянно общаетесь с представителями малого и среднего бизнеса. Каковы итоги прошедшего коронавирусного года? Много ли компаний закрылось?
- Конечно, 2020 год был сложным для предпринимателей. Он для всех был непростым, но именно для этого сегмента малого и среднего бизнеса - самым сложным. Многие компании не имели финансовой подушки, многие компании инвестировали в свое развитие и еще не достигли точки безубыточности, многие оказались не готовы к быстрым изменениям организационно и перестраивать сложившуюся бизнес-модель. Тем не менее, рынок демонстрирует разнонаправленные тенденции, как это часто бывает в жизни. Мы провели опрос среди клиентов. И на вопрос, вернулись ли вы к той выручке, которая была до пандемии, 38% ответили, что «да». 12% отметили, что не только вернулись, но и стали больше зарабатывать. Пережили период локдауна, перестроили бизнес-модели, нашли новые ниши, и их выручка выросла. 33% отметили, что показатели бизнеса не вернулись к прежним цифрам.
- А остальные обанкротились?
- По данным Росстата в 2020 году закрылись 11% компаний. То есть каждый девятый бизнес. Но появились и новые компании. На 7,5% выросло количество компаний по направлению онлайн-торговли, то есть появились небольшие онлайн-площадки. Многие предприниматели, не имея ресурса для развития собственных дистанционны продаж, начали использовать крупные маркетплейсы для продаж на внутреннем рынке. В том числе эксперты отмечают рост продаж через мерктплейсы и для продвижения на внешние рынки. Еще одна тенденция - взрывной рост дистанционных образовательных услуг. Если мы говорим о дополнительном образовании, в этом направлении появилось много интересных проектов. А те проекты, которые раньше развивались только офлайн, стали переходить в онлайн. Многие предприниматели нашли уникальные бизнес-модели, о которых даже не предполагали.
- Приведите, пожалуйста, пример.
- Например, в нашем телеграмм-канале «Неприниматели» мы рассказывали о предпринимательнице, которая занималась ландшафтным дизайном. В период пандемии , когда не было возможности выезжать к клиентам, ее компания создала программное обеспечение, позволяющее дистанционно накладывать картинку и создавать ландшафтный дизайн виртуально. А далее использовать виртуальный дизайн для реального формирования сада. Другой пример. Два кафе на улице Мясницкая в Москве. Понимая, что возникла сложная ситуация, конкуренты объединились, чтобы выжить, и сделали совместный бизнес, используя сильные стороны каждого. Как и любой кризис, пандемия стала хорошим стресс-тестом для бизнеса и стала возможностью для тех, кто способен находить новые решения и их быстро внедрять.
- Как вы оцениваете меры поддержки, которые в прошлом году объявило государство?
- В 2020 году меры поддержки были беспрецедентными. Почти два триллиона рублей было выделено для экономики через меры поддержки малого и среднего бизнеса. Поддержка была адресной, направленной на восстановление наиболее пострадавших отраслей, таких как кафе, рестораны, туристический бизнес, отели и другие. А также для стабилизации численности компании, например, программа кредитования на на заработную плату сотрудникам компаний. Наш банк также активно участвовал в программах поддержки предпринимателей. Мы предоставили кредиты в объеме более 160 миллиардов рублей клиентам - малому и среднему бизнесу для стабилизации бизнеса и восстановления денежного потока. Значительный объем, около 38% выдач, пришлись на меры господдержки. Спустя год, мы отмечаем, что уровень просрочки именно по этим кредитам низкий. Это означает, что поддержка была целевая и ею воспользовались те предприниматели, которые понимали свою ответственность и рассчитывали на то, что смогут восстановить бизнес и вернуть кредиты.
- Какие меры поддержки реализовывал банк?
- В начале апреля мы одними из первых запустили собственные меры поддержки. Это были не только кредитные продукты, о которых мы говорили выше. Бизнесу крайне важно продвижение и развитие продаж. Нам хорошо понятны потребности клиентов, поэтому мы запустили сразу несколько программ. Одна из них, социальный проект НЕМАЛОВАЖНЫЙ - совместная программа Банка Открытия с «Национальной Медиа Групп». Мы предоставили предпринимателям рекламное время на шести федеральных каналах, где они продвигали свои товары и услуги. Ежедневно в эфир выходили 3-х секундные ролики с рекламными сообщениями бизнеса. От наших клиентов мы получили хорошую обратную связь за маркетинговую поддержку. Кроме того, мы объединили предпринимателей в сообщество непринимателей, в рамках которого у них появилась возможность делиться своим опытом друг с другом.
- Непринимателей чего?
- Значение слова «предприниматель» - тот, кто предпринимает. А «неприниматель» - это тот, кто не принимает ограничения и обстоятельства, тот кто движется вперед. Мы создали площадку для объединения непринимателей в нашем телеграмм-канале, и каждый день рассказываем историю конкретного бизнесмена, который прошел через ограничения, не сдался и продолжает развиваться. В сообществе неприниматели рассказывают не только об историях успеха, показывают как справиться с трудностями, преодолеть последствия ошибочных действий. Предпринимателю важно быть в среде таких же людей, которые преодолевают ограничения, чтобы понимать, как действовать в сложных ситуациях. А задача банка – создавать удобную среду предпринимателям для обмена опытом и предлагать варианты банковских сервисов и нефинансовых решений, включая образовательные программы.
- Одно из ваших направлений – это образовательные программы. Сколько людей обучили и чему?
- Наши курсы на образовательном портале «Open Academy» прослушали более 300 тысяч предпринимателей. Это бесплатный ресурс. На портале можно выбрать интересующую тему, она создана для прокачивания цифровых навыков предпринимателей и эффективного развития бизнеса. Одной из ключевых особенностей платформы является принципиально другой подход в образовании – предприниматели учат предпринимателей. Мы отказались от форматов лекций, вебинаров в пользу обсуждения реальных практик и обмена опытом. Благодаря подходу микро-курсов такое обучение легко встроить в загруженный день предпринимателя.
- Что сейчас особенно интересует бизнес?
- Мы наблюдаем повышенный интерес по двум направлениям: цифровизация и выход на международные рынки, то есть экспорт. Несмотря на то, что локдаун привел к физическому закрытию границ, для ряда компаний открылось окно в мир. У наших клиентов в 2020 году активно развивались продажи в 118 стран. Свою продукцию на экспорт поставляли более сорока тысяч предпринимателей.
- Можете привести примеры?
- Компания из Нижнего Новгорода делает чехлы для разного оборудования и продает за границу. Другой клиент из Ижевска продает оборудование для точения ножей в 83 страны мира. Когда мы говорим – меры поддержки, снижение ставок – это воспринимается как общий фон. А когда рассказываем о конкретных кейсах предпринимателей, то это звучит убедительно. Еще один пример, бренд «Русский чайный дом» из Улан-Уде, успешно продает чай на китайском рынке, в стране традиционного чайного бизнеса. Банк вместе с центром экспортной поддержки региона помогает предпринимателю финансовыми инструментами, логистикой и консалтингом. Вот такие примеры, действительно вдохновляют тысячи предпринимателей на создание собственного бизнеса и, в том числе, пробовать и успешно продвигать свою продукцию на внешние рынки. Мы видим и свою роль в популяризации таких примеров.
- Что дают банку бесплатные образовательные проекты?
- Это наша социальная ответственность и, безусловно, возможность показать, как банк формирует удобную экосистему сервисов для текущих и потенциальных клиентов. Очень высока вероятность, что предприниматель, который пройдет образовательную программу Банка Открытия, станет нашим клиентом. При этом мы никому не навязываем дополнительные сервисы. Мы предлагаем: «попробуй», и, если тебе понравится, то приходи.
- Правильно ли я понимаю, что часть из малых предпринимателей не ушли с рынка, а превратились в самозанятых? И как банк работает с новой категорией предпринимателей?
- Совершенно верно. Часть не закрылась, а перешла в категорию самозанятых. Это очень важное направление. Банки предлагают услуги в том числе и самозанятым: открыть счет, воспользоваться услугой выплаты налогов через банк, воспользоваться удобными инструментами учета доходов и расходов. Банки помогают предпринимателям сориентироваться в предлагаемых государством мерах поддержки. Мы для себя видим четыре направления в поддержке предпринимательства и самозанятых: доступ к информации; доступ к образованию, к знаниям и кейсам; безусловно, доступ к финансированию, в том числе, к стартовому капиталу. И четвертое направление –доступ к рынкам сбыта как внутренним, так и внешним.
Читайте на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/28294/4433192/
Последние новости
12.04.2024
В Москве состоялся региональный этап федеральной программы «Женщина может»
Заявки на участие в образовательной программе подали более 200 женщин, которых объединяет цель начать и развить свой бизнес....
09.04.2024
Итоги марта 2024
В марте мы провели 195 мероприятий, направленных на поддержку, развитие и популяризацию женского предпринимательства в нашей стране...
25.03.2024
Республика Башкортостан
Неделя предпринимательства Республики Башкортостан
В студии ЭИСИ на Международной выставке-форуме «Россия» в рамках Недели предпринимательства Республики Башкортостан прошел круглый стол «Проявление в международном пространстве»...
18.03.2024
Итоги февраля 2024
В феврале мы провели 179 мероприятий, направленных на поддержку, развитие и популяризацию женского предпринимательства в нашей стране...
14.03.2024
Делегация женщин-предпринимателей вернулась из Дубая с новыми проектами
В работе 26 Международного конгресса женщин-лидеров в Дубае (26th International Women Leaders Congress) приняла участие команда Комитета по развитию женского предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»...
07.03.2024
Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Надия Черкасова — об индексе женской предпринимательской активности
По итогам прошлого года индекс женской предпринимательской активности составил 73,7 п.п....
06.03.2024
Лучшие региональные практики бизнеса обсудили на Всероссийском женском форуме
Участие женщин в развитии экономики регионов Председатель ЕЖФ Галина Карелова назвала одним из приоритетов деятельности Совета ЕЖФ...
04.03.2024
Бизнес-визит предпринимательниц из Республики Марий Эл в Москву.
В рамках бизнес-тура предпринимательницы из Республики Марий Эл посетили «ОПОРУ РОССИИ»....
04.03.2024
Московская область
Подмосковная «ОПОРА РОССИИ» открыла фотовыставку о женском предпринимательстве
1 марта в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей в Москве открылась фотовыставка Комитета по развитию женского предпринимательства Московского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ» «Женское......
01.03.2024
Ульяновская область
В первый день весны в Ульяновске состоялся Форум деловых женщин
Программа Форума была посвящена развитию бизнеса, моде и генерированию новых проектов. Участницами стали как уже опытные предпринимательницы, так и те, кто только задумывается о создании собственного ......
28.02.2024
В Москве прошел Съезд «ОПОРЫ РОССИИ»
27 февраля в Москве в рамках Совета регионов «ОПОРЫ РОССИИ» и Ассоциации «НП «ОПОРА» прошел Съезд «ОПОРЫ РОССИИ» с участием более 150 делегатов из всех регионов страны....