Интервью Надии Черкасовой «КП»

Интервью Надии Черкасовой «КП»

07.07.2021
Московская область
Надия Черкасова, банк «Открытие»: «Говорить только об историях успеха недостаточно»
Как предприниматели прошли пандемию и какую помощь они ждут.

Один из государственных приоритетов – развитие предпринимательства, а один из национальных проектов посвящен поддержке малого и среднего бизнеса. Его долю в ВВП хотят увеличить вдвое. При этом помогают предпринимателям власти, институты развития и банки. Как малый и средний бизнес пережил пандемию? Какие отрасли чувствуют себя лучше всего? И на какую поддержку могут рассчитывать предприимчивые россияне? Об этом в студии «Комсомольской правды» на ПМЭФ-2021 рассказала Надия Черкасова, заместитель президента-председателя правления банка «Открытие».

- Надия, вы постоянно общаетесь с представителями малого и среднего бизнеса. Каковы итоги прошедшего коронавирусного года? Много ли компаний закрылось?

- Конечно, 2020 год был сложным для предпринимателей. Он для всех был непростым, но именно для этого сегмента малого и среднего бизнеса - самым сложным. Многие компании не имели финансовой подушки, многие компании инвестировали в свое развитие и еще не достигли точки безубыточности, многие оказались не готовы к быстрым изменениям организационно и перестраивать сложившуюся бизнес-модель. Тем не менее, рынок демонстрирует разнонаправленные тенденции, как это часто бывает в жизни. Мы провели опрос среди клиентов. И на вопрос, вернулись ли вы к той выручке, которая была до пандемии, 38% ответили, что «да». 12% отметили, что не только вернулись, но и стали больше зарабатывать. Пережили период локдауна, перестроили бизнес-модели, нашли новые ниши, и их выручка выросла. 33% отметили, что показатели бизнеса не вернулись к прежним цифрам.

- А остальные обанкротились?

- По данным Росстата в 2020 году закрылись 11% компаний. То есть каждый девятый бизнес. Но появились и новые компании. На 7,5% выросло количество компаний по направлению онлайн-торговли, то есть появились небольшие онлайн-площадки. Многие предприниматели, не имея ресурса для развития собственных дистанционны продаж, начали использовать крупные маркетплейсы для продаж на внутреннем рынке. В том числе эксперты отмечают рост продаж через мерктплейсы и для продвижения на внешние рынки. Еще одна тенденция - взрывной рост дистанционных образовательных услуг. Если мы говорим о дополнительном образовании, в этом направлении появилось много интересных проектов. А те проекты, которые раньше развивались только офлайн, стали переходить в онлайн. Многие предприниматели нашли уникальные бизнес-модели, о которых даже не предполагали.

- Приведите, пожалуйста, пример.

- Например, в нашем телеграмм-канале «Неприниматели» мы рассказывали о предпринимательнице, которая занималась ландшафтным дизайном. В период пандемии , когда не было возможности выезжать к клиентам, ее компания создала программное обеспечение, позволяющее дистанционно накладывать картинку и создавать ландшафтный дизайн виртуально. А далее использовать виртуальный дизайн для реального формирования сада. Другой пример. Два кафе на улице Мясницкая в Москве. Понимая, что возникла сложная ситуация, конкуренты объединились, чтобы выжить, и сделали совместный бизнес, используя сильные стороны каждого. Как и любой кризис, пандемия стала хорошим стресс-тестом для бизнеса и стала возможностью для тех, кто способен находить новые решения и их быстро внедрять.

- Как вы оцениваете меры поддержки, которые в прошлом году объявило государство?

- В 2020 году меры поддержки были беспрецедентными. Почти два триллиона рублей было выделено для экономики через меры поддержки малого и среднего бизнеса. Поддержка была адресной, направленной на восстановление наиболее пострадавших отраслей, таких как кафе, рестораны, туристический бизнес, отели и другие. А также для стабилизации численности компании, например, программа кредитования на на заработную плату сотрудникам компаний. Наш банк также активно участвовал в программах поддержки предпринимателей. Мы предоставили кредиты в объеме более 160 миллиардов рублей клиентам - малому и среднему бизнесу для стабилизации бизнеса и восстановления денежного потока. Значительный объем, около 38% выдач, пришлись на меры господдержки. Спустя год, мы отмечаем, что уровень просрочки именно по этим кредитам низкий. Это означает, что поддержка была целевая и ею воспользовались те предприниматели, которые понимали свою ответственность и рассчитывали на то, что смогут восстановить бизнес и вернуть кредиты.

- Какие меры поддержки реализовывал банк?

- В начале апреля мы одними из первых запустили собственные меры поддержки. Это были не только кредитные продукты, о которых мы говорили выше. Бизнесу крайне важно продвижение и развитие продаж. Нам хорошо понятны потребности клиентов, поэтому мы запустили сразу несколько программ. Одна из них, социальный проект НЕМАЛОВАЖНЫЙ - совместная программа Банка Открытия с «Национальной Медиа Групп». Мы предоставили предпринимателям рекламное время на шести федеральных каналах, где они продвигали свои товары и услуги. Ежедневно в эфир выходили 3-х секундные ролики с рекламными сообщениями бизнеса. От наших клиентов мы получили хорошую обратную связь за маркетинговую поддержку. Кроме того, мы объединили предпринимателей в сообщество непринимателей, в рамках которого у них появилась возможность делиться своим опытом друг с другом.

- Непринимателей чего?

- Значение слова «предприниматель» - тот, кто предпринимает. А «неприниматель» - это тот, кто не принимает ограничения и обстоятельства, тот кто движется вперед. Мы создали площадку для объединения непринимателей в нашем телеграмм-канале, и каждый день рассказываем историю конкретного бизнесмена, который прошел через ограничения, не сдался и продолжает развиваться. В сообществе неприниматели рассказывают не только об историях успеха, показывают как справиться с трудностями, преодолеть последствия ошибочных действий. Предпринимателю важно быть в среде таких же людей, которые преодолевают ограничения, чтобы понимать, как действовать в сложных ситуациях. А задача банка – создавать удобную среду предпринимателям для обмена опытом и предлагать варианты банковских сервисов и нефинансовых решений, включая образовательные программы.

- Одно из ваших направлений – это образовательные программы. Сколько людей обучили и чему?

- Наши курсы на образовательном портале «Open Academy» прослушали более 300 тысяч предпринимателей. Это бесплатный ресурс. На портале можно выбрать интересующую тему, она создана для прокачивания цифровых навыков предпринимателей и эффективного развития бизнеса. Одной из ключевых особенностей платформы является принципиально другой подход в образовании – предприниматели учат предпринимателей. Мы отказались от форматов лекций, вебинаров в пользу обсуждения реальных практик и обмена опытом. Благодаря подходу микро-курсов такое обучение легко встроить в загруженный день предпринимателя.

- Что сейчас особенно интересует бизнес?

- Мы наблюдаем повышенный интерес по двум направлениям: цифровизация и выход на международные рынки, то есть экспорт. Несмотря на то, что локдаун привел к физическому закрытию границ, для ряда компаний открылось окно в мир. У наших клиентов в 2020 году активно развивались продажи в 118 стран. Свою продукцию на экспорт поставляли более сорока тысяч предпринимателей.

- Можете привести примеры?

- Компания из Нижнего Новгорода делает чехлы для разного оборудования и продает за границу. Другой клиент из Ижевска продает оборудование для точения ножей в 83 страны мира. Когда мы говорим – меры поддержки, снижение ставок – это воспринимается как общий фон. А когда рассказываем о конкретных кейсах предпринимателей, то это звучит убедительно. Еще один пример, бренд «Русский чайный дом» из Улан-Уде, успешно продает чай на китайском рынке, в стране традиционного чайного бизнеса. Банк вместе с центром экспортной поддержки региона помогает предпринимателю финансовыми инструментами, логистикой и консалтингом. Вот такие примеры, действительно вдохновляют тысячи предпринимателей на создание собственного бизнеса и, в том числе, пробовать и успешно продвигать свою продукцию на внешние рынки. Мы видим и свою роль в популяризации таких примеров.

- Что дают банку бесплатные образовательные проекты?

- Это наша социальная ответственность и, безусловно, возможность показать, как банк формирует удобную экосистему сервисов для текущих и потенциальных клиентов. Очень высока вероятность, что предприниматель, который пройдет образовательную программу Банка Открытия, станет нашим клиентом. При этом мы никому не навязываем дополнительные сервисы. Мы предлагаем: «попробуй», и, если тебе понравится, то приходи.

- Правильно ли я понимаю, что часть из малых предпринимателей не ушли с рынка, а превратились в самозанятых? И как банк работает с новой категорией предпринимателей?

- Совершенно верно. Часть не закрылась, а перешла в категорию самозанятых. Это очень важное направление. Банки предлагают услуги в том числе и самозанятым: открыть счет, воспользоваться услугой выплаты налогов через банк, воспользоваться удобными инструментами учета доходов и расходов. Банки помогают предпринимателям сориентироваться в предлагаемых государством мерах поддержки. Мы для себя видим четыре направления в поддержке предпринимательства и самозанятых: доступ к информации; доступ к образованию, к знаниям и кейсам; безусловно, доступ к финансированию, в том числе, к стартовому капиталу. И четвертое направление –доступ к рынкам сбыта как внутренним, так и внешним.

Читайте на WWW.KP.RUhttps://www.kp.ru/daily/28294/4433192/

Последние новости

12.04.2024
В Москве состоялся региональный этап федеральной программы «Женщина может»
Заявки на участие в образовательной программе подали более 200 женщин, которых объединяет цель начать и развить свой бизнес....
09.04.2024
Итоги марта 2024
В марте мы провели 195 мероприятий, направленных на поддержку, развитие и популяризацию женского предпринимательства в нашей стране...
25.03.2024
Республика Башкортостан
Неделя предпринимательства Республики Башкортостан
В студии ЭИСИ на Международной выставке-форуме «Россия» в рамках Недели предпринимательства Республики Башкортостан прошел круглый стол «Проявление в международном пространстве»...
18.03.2024
Итоги февраля 2024
В феврале мы провели 179 мероприятий, направленных на поддержку, развитие и популяризацию женского предпринимательства в нашей стране...
14.03.2024
Делегация женщин-предпринимателей вернулась из Дубая с новыми проектами
В работе 26 Международного конгресса женщин-лидеров в Дубае (26th International Women Leaders Congress) приняла участие команда Комитета по развитию женского предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»...
07.03.2024
Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Надия Черкасова — об индексе женской предпринимательской активности
По итогам прошлого года индекс женской предпринимательской активности составил 73,7 п.п....
06.03.2024
Лучшие региональные практики бизнеса обсудили на Всероссийском женском форуме
Участие женщин в развитии экономики регионов Председатель ЕЖФ Галина Карелова назвала одним из приоритетов деятельности Совета ЕЖФ...
05.03.2024
Национальную премию «По зову женского сердца» вручили на Всероссийском женском форуме
Почетные награды получили десять женщин, реализующие значимые социальные, экономические, гуманитарные и благотворительные проекты.

/>...
04.03.2024
Бизнес-визит предпринимательниц из Республики Марий Эл в Москву.
В рамках бизнес-тура предпринимательницы из Республики Марий Эл посетили «ОПОРУ РОССИИ»....
04.03.2024
Московская область
Подмосковная «ОПОРА РОССИИ» открыла фотовыставку о женском предпринимательстве
1 марта в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей в Москве открылась фотовыставка Комитета по развитию женского предпринимательства Московского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ» «Женское......
01.03.2024
Ульяновская область
В первый день весны в Ульяновске состоялся Форум деловых женщин
Программа Форума была посвящена развитию бизнеса, моде и генерированию новых проектов. Участницами стали как уже опытные предпринимательницы, так и те, кто только задумывается о создании собственного ......
28.02.2024
В Москве прошел Съезд «ОПОРЫ РОССИИ»
27 февраля в Москве в рамках Совета регионов «ОПОРЫ РОССИИ» и Ассоциации «НП «ОПОРА» прошел Съезд «ОПОРЫ РОССИИ» с участием более 150 делегатов из всех регионов страны....