ПМЭФ2021 «Экспорт МСП»

ПМЭФ2021 «Экспорт МСП»

07.06.2021
Ленинградская область

Экспорт МСП — что может предложить Россия
Успехи и проблемы российского экспорта обсудили на ПМЭФ-2021.

Ключевые выводы

Пандемия доказала, что российский экспорт может быть высокотехнологичным
«2020 год сделал очень крутую вещь для российской индустрии медицинских технологий — он сделал репутацию. Показатели по экспорту, которые у нас есть, — 30—40% по отдельным позициям. Просто удвоение, утроение. То есть это востребовано. <…> Нельзя сказать, что фармпром какой-нибудь огромный куда-то что-то экспортирует. Это прежде всего массовые предприятия, которые готовили к новой возможности. На мой взгляд, это ключевое направление для экспорта», — сказал Василий Осьмаков, первый заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации.
«Помимо трансфера технологий, было бы замечательно увеличивать инжиниринг

овый экспорт. <…> У нас есть что предложить: это и конструкции чистых помещений, в которых производятся вакцины, это технологическое оборудование, вентиляционные установки и в первую очередь компетенции наших проектировщиков, строителей, пусконаладчиков. Совместная работа в этом направлении может дать результат не только в качестве конкретных проектов, но ещё и повысить уровень доверия к нашим инжиниринговым компаниям», — отметил Олег Малахов, член генерального совета общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

«Мы много говорили про экспорт малого и среднего бизнеса в рамках трансфера технологий – „Спутник V“ везде. Я выезжал за рубеж все это время, и просто приятно: „Спутник V“, „Спутник V“», — подчеркнул Николай Дунаев, вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».

Российский бизнес имеет точку роста в виде онлайн-экспорта

«Весь мир совершил квантовый скачок в E-commerce. Россия скакнула на три года вперед, Америка — почти на два года вперёд. Рынок онлайн-экспорта пробил в 2020 году отметку в 1 миллиард долларов США. То есть 1 миллиард долларов США — это объём товаров, которые были проданы через электронные площадки за рубеж. Рост составил 42%. По всем динамикам, которые мы видим, мы про это говорили ещё несколько лет назад, этот рынок вполне может быть из России», — сообщил Илья Кретов, генеральный директор на глобальных развивающихся рынках eBay.

«Мы сейчас фокусируемся на создании новых экспортёров… и новых экспортных продуктов. <…> Во-первых, экспортировать должно быть легко, удобно и приятно, а, во-вторых, это изменение качества экспорта. <…> Новые игроки, новые вскрытые рынки, новые ниши, новые продукты, научиться быть глобально конкурентоспособным в новых нишах — вот это результат», — заметил Александр Калинин, президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».

Проблемы
Рост расходов на логистику и сырье сдерживает развитие МСП в России

«К сожалению, по объективным причинам… «Почта России», которая является основным каналом, вынуждена поднимать цены в среднем на 15% каждый год, это всегда немножко удар для экспортёров. Поэтому мы начали прекрасную работу по субсидированию логистических операций для экспортёров — по почте, возможно, по курьерским службам», — сказал Илья Кретов.

«Цены на ДСП выросли на 70%, на металл — на 100%. То, что нивелировалось разницей курса рубля и евро, исчезло. Я, когда летел, посмотрел, что средняя цена квадратного метра ДСП в Европе — 3,2 евро; в России этот же завод, что и в Европе, продает за 4,2 евро за квадратный метр», — поделился своими наблюдениями Виктор Помещиков, соучредитель электронной торговой площадки TOTO-nábytek.

«Рост цен — это, безусловно, отражение очень быстро восстанавливающейся экономики, это в каком-то смысле нормальный рыночный процесс, в котором, безусловно, есть перегибы, то, что премьер-министр назвал словом „жадность“. <…> Проблему надо решать, решать в рыночном ключе, решать с привлечением госрегулирования, но «жестить» не надо, это точно», — прокомментировал нынешнюю ситуацию Василий Осьмаков.

«Наши исследования показывают, что 90% предпринимателей малого и среднего бизнеса, а именно о них говорю, а не о крупных корпорациях, у которых есть отдельные люди, отделы управления, которые это заполняют, именно такие люди сталкиваются с такими простыми вопросами. Наши предприниматели отмечают, что заполнение таких документов занимает 85 часов», — озвучила ещё одну проблему Надия Черкасова, заместитель президента —председателя правления публичного акционерного общества Банка «Финансовая Корпорация Открытие».

МСП в России не хватает капитала для выхода на глобальный рынок

«Малого бизнеса в России мало, он катастрофически недокапитализирован. Нужно зарабатывать прибыль и капитализироваться, капитализироваться и ещё раз капитализироваться. Потому что, если сравнить малое предприятие России и Германии, вроде бы всё похоже, но капитал, которым владеет малая российская компания, в разы меньше капитала немецкой компании. Нужно капитализироваться, поэтому зарабатывайте прибыль и инвестируйте её прежде всего в свои предприятия», — заявил Александр Калинин.

«Мы сравнивали топ-10 продавцов из России и топ-10 продавцов из Китая. Китайцы в среднем продают в 27 раз больше, чем средний российский продавец, за счёт многих инструментариев, которые они используют: и отправка товаров за рубеж, и потом — работа с электронными площадками», — добавил Илья Кретов.

Решения
Обучение предпринимателей и меры поддержки помогут МСП занять выгодные позиции на мировом рынке

«Нужно сформировать не такие академические и практически неприменимые курсы, которые просто время отнимают, а нужно сформировать очень чёткие программы, которые буквально за ручку проведут готового к такой непростой внешнеэкономической деятельности предпринимателя к тому, чтобы ответить на вопрос, как это начать делать. <…> Проведя аудит того, что существует на рынке, мы увидели, что, действительно, таких конкретных, практически применимых, дающих конверсию именно в экспорт, а не просто в диплом, корочку, программ достаточно мало», — вот на что обратила внимание Вероника Никишина, генеральный директор АО «Российский экспортный центр».

«Изменили налоговое законодательство для того, чтобы российский розничный экспортер мог применять ставку НДС в 0%. Это было опять же всё на бумаге, по сути — перевели в цифру. «Почта России» сначала интегрировалась с нами, потом интегрировалась с ФНСФТС, теперь российский экспортёр может подтверждать ставку НДС в 0%. По логистике произошло много прорывов, потому что был логистический кризис. «Почта России» точно так же в очень тесном партнёрстве с нами изменила логистические направления и решила локальный кризис», — рассказал Илья Кретов.

«Очень надеюсь, что мы в этом году запустим льготную программу через „Почту России“ для экспортёров, прежде всего — МСП. Постановление правительства мы написали, деньги на это есть, в пилотном режиме в этом году должны запустить. Эта программа должна эффективно дополнить ту работу, которую делает РЭЦ с «Почтой России» в части различия цифровых сервисных вещей», — сообщил Василий Осьмаков.

«Мы объявили программу „Открыты на весь мир“, инвестировали достаточно большое количество усилий и средств, чтобы предоставить российским МСП возможность быстро выходить на розничный экспорт. В общем-то, результаты не заставили себя ждать. Сейчас мы закрыли 2020 год и увидели 41 тысячу аккаунтов, экспортёров, что-то продают через eBay на весь мир, прирост 39% по количеству экспортёров. Когда у нас все страны закрыты, они продают в больше чем сто стран мира. У нас топовый экспортёр продал в 108 стран, хотя все границы были закрыты», — добавил Илья Кретов, генеральный директор на глобальных развивающихся рынках, eBay.

(Автор обзора: Леонид Цингиссер/«Tribuna.ee». 05.06.2021)

Последние новости

09.08.2022
Россия
Итоги июля 2022
В июле мы провели 89 мероприятий, направленных на поддержку и популяризацию женского предпринимательства в нашей стране
/>...
08.08.2022
Московская область
#ФОТОЛЕТОЕЖФ
#ФОТОЛЕТОЕЖФ - новый флешмоб от Совета ЕЖФ...
28.07.2022
Ленинградская область
Интервью Надии Черкасовой
Интервью Надии Черкасовой в рамках презентации WBI-9...
21.07.2022
Московская область
Форум «Территория смыслов»
Команда Комитета Московского городского отделения «ОПОРА РОССИИ» приняла участие в форуме «Территории смыслов»....
19.07.2022
Иркутская область
Женский бизнес в Иркутске
В Иркутске, в рамках Съезда лидеров «ОПОРЫ РОССИИ», состоялась выездная женская сессия...
15.07.2022
Московская область
Итоги июня 2022
В июне мы провели 82 мероприятия, направленных на поддержку и популяризацию женского предпринимательства в нашей стране...
08.07.2022
Свердловская область
Женская секция на ИННОПРОМ
В Екатеринбурге состоялась панельная сессия «Инновации в развитии женского предпринимательства»...
08.07.2022
Свердловская область
Встреча с предпринимательницами Свердловской области
Надия Черкасова провела деловую встречу с предпринимательницами Свердловской области...
07.07.2022
Свердловская область
ИННОПРОМ в Екатеринбурге
Команда Комитета приняла участие в Международной промышленной выставке «ИННОПРОМ» в Екатеринбурге...
16.06.2022
Ленинградская область
Презентация индекса WBI-9
На полях ПМЭФ-22 состоялась презентация индекса WBI-9...
15.06.2022
Ленинградская область
Команда Комитета на ПМЭФ-22
Команда Комитета приняла участие в ПМЭФ-22...
10.06.2022
Итоги мая 2022
В мае мы провели 158 мероприятий, направленных на поддержку и популяризацию женского предпринимательства в нашей стране
/>...